"Корона Российской империи" отмечает юбилей

// История // Мне нравится 100

Москва - Ветеранские вести. В этом году исполняется полвека замечательному советскому фильму «Корона Российской империи». Это – заключительная часть трилогии о приключениях неуловимых мстителей – Даньки, Валерки, Ксанки и Яшки-цыгана.

Первый фильм трилогии режиссер Эдмонд Кеосаян снял в 1966 году. Лихая четверка настолько пришлась по вкусу советским зрителям, особенно молодым, что создатели киноленты вскоре сняли продолжение – фильм «Новые приключения неуловимых» и двухсерийный фильм «Корона Российской империи, или снова неуловимые». Напомним вкратце сюжет картины.

Начинается фильм с того, что уже знакомые зрителям герои отважно сражаются с басмачами в Средней Азии и даже спасают от крушения поезд с хлебом, предназначенным для голодающего Поволжья. Эшелон пытались пустить под откос бывший полковник Кудасов со товарищи. Дело, вероятно, происходит на железной дороге Оренбург – Ташкент, проложенной еще в дореволюционные времена. Некоторые участки магистрали действительно проходят по пескам Казылкума. Именно там и орудовали шайки басмачей, которыми верховодит Кудасов. Очевидно, прежде чем эмигрировать в Париж, Кудасов со своим верным адъютантом (тем самым, который во второй части трилогии проникновенно поет песню «Русское поле») завернул в Туркестан и попытался поднять на борьбу с Советской властью тамошних обитателей.

Впрочем, основные события фильма разворачиваются за тысячи верст от среднеазиатских пустынь. По каналам разведки руководству ВЧК становится известно, что в Париже эмигрантские круги вознамерились устроить пышную коронацию русского императора. Эта акция, по замыслу ее организаторов, должна была вселить в подданных Империи уверенность в том, что русский престол в эмиграции незыблем.

А чтобы придать коронации некую легитимность, организаторы акции задумали использовать в церемонии Большую императорскую корону. Но для этого корону нужно похитить из музея в Москве. Когда эти планы становятся известны чекистам, к делу привлекаются неуловимые мстители. Сначала они пытаются в Москве предотвратить хищение короны, а когда это не удается - отправляются в Париж, чтобы там выведать все обстоятельства предстоящей коронации и по возможности сорвать её.

Вообще-то операцию такой сложности в реальной жизни должны были проводить специально обученные люди из ИНО (Иностранного отдела) ВЧК-ОГПУ. Этот отдел был создан в конце 1920 года для организации полноценной разведывательной работы. И отважные герои Гражданской войны, какими бы смелыми и решительными они ни были, вряд ли подошли бы для такой специфической деятельности, как закордонная разведка.

Однако в Париж руководство ВЧК посылает все-таки отважную четверку. Чтобы как-то оправдать эту логическую нестыковку, авторы фильма придумали следующее объяснение. В деле о коронации замешаны старые знакомые наших героев – полковник Кудасов, штабс-капитан Овечкин, атаман Бурнаш. Поэтому, дескать, и общаться с ними должны неуловимые мстители.

Впрочем, такое объяснение порождает еще больше вопросов. Например, такой: если речь идет о раскрытии неких секретов, зачем отправлять за кордон людей, которые хорошо знакомы главным фигурантам дела? Неужели, увидев знакомые лица в Париже, Кудасов и компания тут же захотят поделиться своими тайнами с теми, кого они должны люто ненавидеть еще со времен Гражданской войны? Как раз наоборот, отправлять в Париж к Кудасову нужно было не знакомых ему людей, чтобы не вызвать у бывшего контрразведчика ненужных подозрений…

В общем, поездка четверки в Париж к своим заклятым врагам выглядит не очень убедительно. А вот история с коронацией и шумная борьба двух претендентов на российский престол, показанная в фильме, вполне соответствует настроениям в эмигрантской среде. Многие осевшие на Западе белогвардейцы действительно мечтали о реставрации в России прежних порядков и готовы были хвататься за любую возможность, даже самую утопичную.

Тот же барон Врангель, сбежавший из Крыма в ноябре 1920 года, вплоть до своей смерти в 1928 году пытался организовать крестовый поход против большевиков, рассчитывая использовать в качестве ударной силы бывших деникинских офицеров. По этому поводу один из героев фильма (судя по всему, высокопоставленный сотрудник ВЧК), рассуждая о лидерах эмиграции, выразился так: «Многие из них до сих пор вынашивают бредовые планы реставрации царской России».

Кроме того, императорскую тему активно раскручивали и всевозможные аферисты.

Так, в конце 1920-ых годов русская эмиграция в Европе была потрясена сенсационным известием: оказывается, дочь последнего российского царя Анастасия жива! Чтобы увидеть царскую дочку и услышать ее рассказы о своем чудесном спасении, в Германию, где вдруг объявилась Анастасия, приезжали люди со всей Европы. По словам Анастасии, она не была убита в ту роковую ночь 18 июля 1918 года. Её лишь ранили и полуживой сбросили в шахту.

В тот же день местные крестьяне, услышав стоны, вытащили девушку из шахты, несколько недель выхаживали, а потом помогли перебраться в район, не занятый большевиками.

Как ни странно, многие поверили в этот бред. Даже некоторые великие князья и княгини не заподозрили обмана, хотя в рассказах новоявленной Анастасии о своей жизни до революции было много неточностей. Вывести самозванку на чистую воду помогла мать последнего царя Мария Фёдоровна. Узнав о чудесном спасении своей внучки, Мария Фёдоровна попросила бывшую няньку царских детей Александру Теглеву встретиться с Анастасией.

Потомственная дворянка Александра Александровна Теглева прослужила при императорской семье почти семнадцать лет и знала Анастасию практически с пеленок.

Удостоверившись в том, что дама, выдававшая себя за царскую дочку, не имеет никакого отношения к императорской фамилии, Теглева сообщила об этом Марии Фёдоровне, а та, в свою очередь, довела информацию до остальных Романовых, проживавших за границей. И, тем не менее, в течение многих лет ушлая дамочка, объявившая себя царской дочкой, умудрялась пудрить мозги общественности, охотно раздавая интервью и рассказывая байки о своем бегстве из большевистского рая.

Эта история не единична. Начиная с 1920-ых годов, регулярно находились личности, которые объявляли себя чудесным образом спасшимися членами императорской фамилии. Одних только «липовых» Анастасий появилось более тридцати. А еще были десять лже-Татьян, столько же лже-Марий и одна лже-Ольга.

Так что история с двумя чудаками, игравшими роль претендентов на русский престол, показанная в фильме, весьма правдоподобна. Правда, авторы фильма постарались придать этим претендентам явно комический, почти гротескный характер, но сути это не меняет.

Теперь что касается Большой императорской короны, за которой охотились на протяжении всего фильма и чекисты, и их идейные противники. Очевидно, речь идет о короне, которая была изготовлена по заказу Екатерины II в 1762 году придворным ювелиром Иеремией Позье. Корона была богато украшена бриллиантами и весила около двух килограммов.

Венчали это произведение ювелирного искусства гигантский рубин весом около 400 карат и бриллиантовый крест. Вступивший на престол Павел I несколько видоизменил корону своей матушки, заменив маленькие жемчужины большими по размеру. С тех пор корона не менялась. Ей короновались все последующие русские императоры.

Незадолго до революции Большая императорская корона, как и многие другие сокровища императорской фамилии и символы царской власти, переехали на постоянное хранение в Москву в здание Оружейной палаты. За прошедшие сто с лишним лет царские сокровища покидали Оружейную палату лишь дважды: в 1925 и в 1941 годах. В обоих случаях это было вызвано экстраординарными обстоятельствами.

В начале 1920-х в зарубежной прессе, особенно в эмигрантских изданиях, стали с завидным постоянством появляться заметки о том, как большевики расхищают сокровища царской семьи. В кинофильме «Корона Российской империи» эта тема обыграна довольно выразительно.

Помните заключительную сцену фильма, когда шустрый иностранный репортер с пафосом восклицает: «Где Большая императорская корона? Вот вопрос, который задают большевикам все честные люди Земли!» Такие же вопросы задавали большевикам и в начале 1920-х годов. Чтобы отбить у западных щелкоперов и политиков желание спекулировать на теме царских драгоценностей, советское правительство решило устроить выставку императорских сокровищ.

Такая выставка состоялась в декабре 1925 года в Колонном зале Дома Союзов. Для всеобщего обозрения были выставлены Большая и Малые императорские короны, держава и скипетр, произведения ювелирного искусства и драгоценные камни.

Ну а летом 1941 года, вскоре после начала Великой Отечественной войны, сокровища Алмазного фонда были эвакуированы на Урал. В течение трех с лишним лет Большая императорская корона и другие ценности находились за полторы тысячи километров от Москвы. И только в конце 1944 года вернулись в Оружейную палату на постоянное хранение.

В 1967 году, по случаю 50-летия Советской власти, было решено показать сокровища народу. Так в залах Оружейной палаты открылась временная выставка, которая затем, в связи с большим интересом к этой теме, была реорганизована в постоянно действующую экспозицию Алмазного фонда СССР. Кстати, за годы Советской власти коллекция значительно пополнилась.

Так, уже в 1930-е годы к сокровищам царской фамилии добавились уникальные золотые и платиновые самородки, найденные на Урале и в Сибири. А начиная с 1960-ых хранилище Алмазного фонда регулярно пополнялось якутскими алмазами и ювелирными украшениями работы советских мастеров. Сегодня полюбоваться всем этим великолепием может любой желающий. Для этого нужно просто купить билет.

А вот в начале 1920-х годов, когда разворачивались события, показанные в фильме, увидеть Большую императорскую корону, а уж тем более похитить её, было весьма проблематично. Для этого грабителям пришлось бы не просто проникнуть на территорию Кремля, но и попасть на тщательно охраняемый объект, каковым являлась Оружейная палата. Поэтому стащить Большую императорскую корону даже такому искусному вору, как киношный князь Нарышкин, вряд ли было под силу. И все-таки героям фильма это удается. А чтобы придать этой затее более правдоподобный вид, создатели фильма сознательно умалчивают о том, в каком именно музее находится Большая императорская корона.

Неслучайно речь в кинокартине идет просто о каком-то московском музее. Ни его названия, ни месторасположения зрители так и не узнают.

Однако некоторые экспонаты этого загадочного музея в кинокартине мелькают. Так, в одном из заключительных эпизодов фильма, когда четверка мстителей дефилирует по музейным залам с короной в руках, в кадр попадают вполне реальные произведения искусства: например, знаменитые полотна Рембрандта «Флора» и «Даная», а также не менее знаменитая икона Андрея Рублёва «Троица».

В реальности появиться в одном музейном собрании эти шедевры никак не могли. «Троица», как известно, находится в Третьяковской галерее, а полотна великого голландца – в Эрмитаже. В 1920-е годы было так же. Чем руководствовались киношники, когда снимали эту сцену, непонятно, но получилось в итоге не совсем реалистично. И уж тем более странно, что в этом же музее хранилась и Большая императорская корона, которая, как мы знаем, после революции прямиком отправилась в Гохран.

Итак, корона, вопреки здравому смыслу, все-таки украдена, и вторая серия кинофильма посвящена тому, что отважная четверка пытается её найти и вернуть в музей. Для этого чекистам придется отправиться в Париж для встречи с полковником Кудасовым, а затем поплавать на теплоходе «Глория», специально изменившем курс, чтобы подобрать в море близ Одессы штабс-капитана Овечкина с короной. В результате корона все-таки достается чекистам, которые торжественно водружают ее на то место в музее, откуда несколькими днями ранее она была украдена.

Пока отважная четверка бьется за корону на борту теплохода, в залах музея проходит экскурсия для иностранных журналистов, организованная советским руководством. Поскольку иностранцев в музее интересует только корона, а ее на тот момент в экспозиции еще нет, экскурсоводу дают указание тянуть время. Он его и тянет – до тех пор, пока в музейном зале не появляются наши герои с короной в руках. Этой эффектной сценой заканчивается фильм и вся трилогия в целом. Правда, и здесь без логической неувязки не обошлось.

Ведь корону надо было не только отбить у врага, но и доставить ее с одесского рейда в Москву. На это должно было уйти как минимум сутки – при тогдашних железнодорожных скоростях. Неужели ушлый экскурсовод целые сутки без передыха морочил иностранцам головы, водя их по залам музея и пересказывая библейские истории?

Заключительный эпизод кинофильма при всей своей эффектности явно не стыкуется со здравым смыслом. А в целом следует признать, что сюжет популярной советской трилогии о приключениях неуловимых мстителей, каким бы фантастическим порой он ни казался, все-таки иногда не противоречит исторической правде.

Сергей ХОЛОДОВ


Читайте также:

Ветеранское СМИ - лауреат конкурса "СМИ против коррупции"
"Ветеранские вести" - победитель конкурса "Щит и перо" 
WVF отметила команду "Ветеранских вестей"

Фото // vvesti.com © 

Теги: